вторник, 25 января 2022 г.

Ручная яблокорезка из мачете и двух ножей

 


Достаточно простая в изготовлении, яблокорезка из мачете и двух одинаковых ножей, позволяющая быстро нарезать яблоки на пластинки или кусочки для дальнейшего выпаривания сока в соковарке.

Приветствую всех коллег самоделкиных, а также дачников и садоводов, которые выращивают у себя на участках яблони и делают заготовки из яблок!

Сегодня я хочу представить несложную в изготовлении самоделку, представляющую собой ручную яблокорезку. Такая яблокорезка, понадобилась мне для измельчения яблок, а точнее, для нарезания их на пластинки или кусочки, с целью дальнейшего получения сока в соковарке.

Надо сказать, что в этом году, у нас был очень большой урожай яблок. А поскольку яблони у нас плодоносят раз в два года, то нужно пользоваться случаем и наделать побольше всяких заготовок из яблок, чтобы их хватило не на один, а на два года, до следующего урожая. Собственно так мы и делаем. Поэтому еще начиная с лета, мы наделали кучу яблочного варенья, пюре, компотов и других заготовок.

Однако помимо этого, мы решили заготовить еще и несколько десятков литров яблочного сока. Причем заготавливаем мы его не в первый раз, и всегда он получается очень вкусный и при этом натуральный и полезный, в отличие от магазинного. Кроме того, литров десять-двадцать такого сока, я пускаю на домашнее вино, которое тоже получается весьма неплохое.

При этом сок мы делаем при помощи соковарки. В домашних условиях, это, пожалуй, самый простой и удобный способ получения сока из яблок. Тем более, что года три назад, мы купили большую соковарку из нержавеющей стали, которая в отличие от старой, алюминиевой, позволяет выпаривать достаточно большие объемы сока. Так, за одну закладку измельченных яблок, можно выпарить до пяти литров сока.

Однако существенным неудобством, является то, что яблоки перед закладкой в соковарку нужно измельчать. Так они гораздо лучше и быстрее отдают сок. Правда измельчать их нужно несильно, достаточно просто порезать каждое яблоко ножом на несколько кусочков, но поскольку таким образом приходится перерабатывать очень много яблок, то естественно это представляет собой определенную проблему. Особенно сейчас, осенью, когда приходится резать крупные и твердые яблоки осенних сортов.

Вот для решения этой проблемы, я и надумал сделать несложную ручную яблокорезку, которая за один раз, разрезала бы яблоко на четыре кусочка или пластинки. Причем, чтобы упростить себе задачу, я решил ее сделать на базе одной своей старой самоделки – устройства для колки щепок при помощи мачете. Подробнее эту самоделку можно посмотреть здесь. Это устройство оказалось весьма удобным. Сделал я его еще около четырех лет назад и с тех пор постоянно использую для колки щепок.

Самый основной узел этого устройства – деревянная рама с осью из болта М12, которая крепится к стене сарая при помощи струбцины. А уже к оси этой рамы, при помощи шайб и гаек М12, крепится кончик самого мачете.

Вот так выглядит этот узел, уже закрепленный к вертикальной балке сарая над верстаком.

На базе этого узла, я и решил сделать данную самоделку. Поэтому мне, по сути, осталось сделать лишь устройство из мачете и двух одинаковых ножей, которое будет представлять собой кассету из трех лезвий. При помощи этого устройства, я и буду нарезать яблоки.

В свою очередь, чтобы объединить два ножа и мачете и собрать их в своеобразную кассету из трех лезвий, я сделал два деревянных держателя с прорезями.

Вот так, кстати, выглядит мачете и два ножа, а также два держателя.


А вот держатели уже в сборе с мебельными болтами и барашковыми гайками М6, которые служат для фиксации лезвий мачете и двух ножей.

Тут нужно заметить, что поскольку поначалу я плохо представлял себе, какой должна быть конструкция этих держателей, то я пошел опытным путем, и сначала сделал экспериментальный образец, который представляет две вот такие детали в виде дощечек с тремя прорезями каждая.

В центральную прорезь каждой дощечки, вставляется мачете, а в боковые прорези, вставляются ножи. Однако при испытании этого опытного образца, выявилось множество недостатков, в частности, выяснилось, что прорези расположены очень близко между собой, так, что расстояние между тремя лезвиями, получается очень узкое.

Учтя эти недостатки, я сделал второй вариант данных деталей, которые оказались уже значительно более функциональными.

Для изготовления этих деталей, мне понадобились следующие принадлежности:

Материалы и крепежные элементы:
• Дощечка шириной 5 см, толщиной около 2 см, и длиной 30-35 см.
• Два мебельный болта М6, длиной 70 мм, и две барашковых гайки М6 с шайбами увеличенной площади.

Инструменты:
• Угольник и карандаш.
• Шило.
• Электродрель.
• Сверло диаметром 6 мм.
• Электролобзик с пилкой по дереву.
• Наждачная бумага.

Порядок изготовления держателей мачете и ножей для яблокорезки.

Прежде чем начать пошагово описывать процесс, хочу отметить, что основной технологический прием, который я использовал при изготовлении обоих держателей, заключался в том, что я изначально взял длинную дощечку и все прорези и отверстия, делал на одном из ее концов. После этого, я отпиливал от дощечки уже готовый держатель. Это намного проще и удобнее, чем сначала отпилить две коротких деревянных заготовки и уже потом, формировать из них держатели.

При этом сначала я сделал длинный держатель, для широкой части клинка мачете, а затем короткий для узкой части клинка у рукоятки мачете.

Шаг 1. Сначала я просверлил сквозное отверстие диаметром 6 мм, в нижней боковой части заготовки, под мебельный болт М6.

Шаг 2. Приложив мачете широкой частью клинка к заготовке, я отметил, где будет начинаться центральная прорезь, куда будет вставляться мачете.

А затем просверлил в этом месте отверстие диаметром 6 мм.

После этого, отступив вниз сантиметра на два, а также вбок от середины дощечки, я просверлил еще два отверстия диаметром 6 мм.

Эти два отверстия будут служить началом прорезей для ножей.

В принципе, можно было обойтись без этих отверстий и просто пропилить прорези, однако, я сделал отверстия для большей надежности, чтобы в начале пропилов в будущем не образовались трещины.

Шаг 3. Затем, при помощи электролобзика, я пропилил три прорези от конца заготовки и до соответствующих отверстий.


При этом центральную прорезь под клинок мачете, я сделал пошире, примерно равной 2-2,5 мм, для чего прошелся пилкой электролобзика по пропилу несколько раз. А прорези для ножей сделал поуже, поскольку клинки у ножей значительно тоньше, чем у мачете.

Шаг 4. Концы центральной прорези, я слегка расширил, сделав спилы наискосок, чтобы клинок мачете лучше зажимался в прорези при помощи болта.

Шаг 5. Отпилив готовую заготовку держателя от основной дощечки, я слегка обработал ее наждачной бумагой, и вставил в нижнее боковое отверстие мебельный болт М6 с шайбой и барашковой гайкой.

Затем точно таким же способом, я сделал второй, короткий держатель.

И вот мои держатели готовы!



Теперь осталось только собрать яблокорезку и можно приступать к нарезанию яблок.

Сборка яблокорезки.

Сама сборка кассеты из трех лезвий, производится в следующей последовательности:
Шаг 1. Сначала клинки обоих ножей, вставляются в боковые прорези длинного держателя.


Шаг 2. Затем на концы клинков ножей, надевается второй, короткий держатель.


Шаг 3. Теперь в центральные прорези обоих держателей, вставляется клинок мачете.



Шаг 4. Регулируя положение клинков ножей и держателя, добиваемся того, чтобы все три лезвия были примерно на одном уровне.


После этого, зажимаем барашковые гайки держателей, таким образом, прочно фиксируя положения лезвий.




Шаг 5. Поскольку острые концы лезвий ножей, находятся у самой рукоятки мачете, о них можно пораниться.

Поэтому я сделал защиту в виде двух отрезков пластиковых трубочек от дозатора жидкого мыла.

Эти трубочки я надел на кончики ножей, а их противоположные концы, упер в рукоятку мачете.

Шаг 6. Теперь можно окончательно собрать готовое устройство, закрепив кончик мачете на оси деревянной рамки.

И вот наша яблокорезка готова к работе!

Перед самым началом работы, устанавливаем под яблокорезкой таз или иную большую емкость высотой 15-20 см.

Сверху на эту емкость кладем прочную дощечку.

Работа яблокорезки.

Чтобы разрезать яблоко, кладем его на дощечку и нажимаем на рукоятку мачете.

Как видно, яблоко разрезается сразу на четыре части.

Пластинки получаются толстоваты, но для получения сока в соковарке, этого вполне достаточно.

Хотя, при желании, можно взять яблоко уже разрезанное на четыре части, поставить его на дощечку поперек и разрезать еще раз. В этом случае, яблоко будет разрезано уже на 16 частей.

Вот пример разрезания уже другого яблока.




Небольшим недостатком этой яблокорезки, является то, что средние пластинки разрезанного яблока, частенько застревают между лезвиями ножей и мачете.

Однако это несущественно, так как при разрезании следующего яблока, эти пластинки все равно выдавливаются вверх.

В остальном же, данная яблокорезка зарекомендовала себя очень хорошо.

Достаточно сказать, что два ведра яблок при помощи этой яблокорезки, я нарезал меньше чем за пять минут.

Если бы пришлось резать такое количество яблок простым ножом, то времени бы ушло раза в три-четыре больше.

При этом, конечно нужно отметить, что работать с такой яблокорезкой нужно аккуратно и не спешить, чтобы случайно не порезать лезвиями пальцы руки, которой кладешь яблоки на дощечку.

Ну, а я на этом заканчиваю и желаю всем здоровья, а коллегам самоделкиным занимающимся садоводством, желаю успешной заготовки и переработки урожая.

Источник - https://usamodelkina.ru

0 коммент.:

Отправить комментарий