четверг, 18 мая 2023 г.

Схема ручного управления открытием и закрытием распашных или раздвижных ворот на электромагнитных пускателях (контакторах)

 На заводе, где я когда-то работал, стояли распашные ворота для запуска и выпуска грузовых машин. Эти ворота открывались и закрывались двумя асинхронными электродвигателями. Управление было ручным. Кнопки открытия, закрытия и стопа располагались внутри задания КПП (ими управлял охранник и контролер). Когда ворота нужно было открыть, охранник нажимал кнопку открытия ворот, ворота начинали открываться. После достижения своего крайнего положения (полностью распахнутые ворота) схема автоматически выключалась. То же самое происходило и при закрытии этих ворот. Причем, эти ворота можно было принудительно остановить кнопкой стоп в нужном положении их открытия или закрытия. Схема управления этими воротами представлена ниже.


Для тех, кто не совсем понимает приведенную схему давайте с ней разберемся более подробней. Итак, сам механизм этих ворот (нарисованы распашные ворота) следующий.


На рисунке можно увидеть наполовину отрытые ворота. Каждая из ворот соединяется с электродвигателем поворотным механизмом. Чтобы электродвигатели автоматически выключались после того, как ворота достигнут своего полного закрытия или открытия имеются конечники (конечные переключатели). В данном случае эти конечники располагаются возле каждого из электродвигателей на поворотном механизме. Хотя возможно в вашем случае эти конечные переключатели будут находится на самих воротах.

Смысл этих конечников следующий – когда ворота доходят до своего полного открытия или закрытия происходит нажатие на соответствующие конечные переключатели. Эти конечники, разрыванием своих контактов, автоматически выключают схему управления воротами, двигатели останавливаются. В итоге, эти конечники предотвращают выламывание поворотных механизмов, которое могло бы происходить при непрерывной работе электродвигателей.

На рисунке (механизма ворот, вид сверху) конечные переключатели обозначаются как К1, К2, К3, К4. Когда ворота будут полностью открыты, то будут нажаты конечники К1 и К2. Когда ворота будут полностью закрыты, то нажаты будут конечники К3 и К4.

Теперь давайте перейдем к основной электрической схеме управления воротами. В моем случае используются два трехфазных асинхронных электродвигателя, питающиеся от трехфазной сети. Контакты трехфазного питания на схеме обозначены как A, B, C и ноль. Как известно, чтобы изменить направление вращения асинхронного электродвигателя нужно поменять местами любых два фазных провода. И именно для этого на каждом из двигателей используются по два электромагнитных пускателя. При включении одного пускателя асинхронный электродвигатель будет вращаться в одну сторону, тем самым, допустим, будет открывать одну из ворот. При включении другого пускателя двигатель будет вращаться в противоположную сторону, тем самым будет закрывать одну из ворот. На одном из пускателей (его контактах) поменяны две фазы между собой.

Учтите, что работать должен только один пускатель (либо на открытие ворот, либо на закрытие). Поскольку при одновременном включении двух пускателей, управляющие одним и тем же двигателем, произойдет короткое замыкание! Две фазы замкнутся между собой через контакты этих пускателей. Чтобы исключить подобные случаи в схеме предусмотрены защиты, которые при работе одного пускателя (для одних ворот) блокируют включение второго, противоположного пускателя. То есть, если у нас работают пускатели П1 и П3 (режим открытия ворот), то своими нормально замкнутыми контактами, которые уже находятся в разомкнутом состоянии, они разрывают цепь катушек для пускателей П2 и П4 (для режима закрытия ворот). Ну, и на пускателях П2 и П4 есть свои контакты, блокирующие работу пускателей П1 и П3.

Ну, а в целом, блок управления воротами представляет собой обычную схему подключения электромагнитного пускателя. При нажатии пусковой кнопки открытия ворот срабатывают пускатели П1 и П3, двигатели начинают вращаться в том направлении, что соответствует открытию обоих ворот. Когда ворота дошли до своего крайнего положения, механизм нажимает на конечники К1 и К2, пускатели П1 и П3 выключаются, двигатели перестают работать. Тот же процесс происходит и при закрытии ворот. Только в этом случае уже работают пускатели П2 и П4. В крайнем положении полностью закрытых ворот разомкнуться конечники К3 и К4.

После срабатывания тех или иных пускателей, после отпускания кнопки пуска, происходит самозахват этих пускателей контактами (этих же пускателей), которые стоят параллельно пусковым кнопкам. Для того, чтобы принудительно в ручном режиме выключить работающие пускатели достаточно разорвать общую электрическую цепь. За это отвечает стоповая кнопка. Также возле стоповой кнопки можно увидеть два нормально замкнутых контакта, которые относятся к тепловым реле, стоящим на электродвигателях. Эти тепловые реле (на схеме они обозначены как Тр1 и Тр2) защищают электродвигатели от токовой перегрузки. При их срабатывании также разрывается общая электрическая цепь схемы и работающие пускатели будут выключены.

Электродвигатели питаются от трехфазного напряжения 380 вольт. Схема управления электродвигателями питается от напряжение 220 вольт (так как подключение осуществляется между одной из фаз и нулевым проводом). Поэтому катушки пускателей также должны быть рассчитаны на напряжение 220 вольт!



Источник - https://electrohobby.ru/shem-ovtomat-dla-vorot-trp.html

0 коммент.:

Отправить комментарий