четверг, 14 мая 2015 г.

Нэцке из гипса

Нэцке –  миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок.Нэцке – это маленькие фигурки, с ювелирным мастерством вырезанные из слоновой кости, моржового клыка, дерева, древесного корня, черепахового панциря, оленьего рога; реже – из коралла, янтаря, нефрита, мыльного камня или металла. Обычно нэцкэ были небольшого размера от 2–3 до 15 см.
Лично я сторонник традиционных способов изготовления нэцке, что подразумевает уникальность каждой работы, но рынок диктует, что без тиражирования не обойтись и здесь поможет гипс.
Отливаем из гипса. Технология простая, берем гипс, желательно марки Г-6 или более, отливается в эластичные полимерные, полиуретановые, силиконовые формы (изготовление форм для нэцке рассмотрим отдельно).
После затвердевания, минут через 20-30, фигурки извлекаются из формы, затем сушатся и покрываются последовательно двумя слоями, сперва краски, грунтовки, для этого можно использовать воднодисперсионную краску, а после высыхания цветным прозрачным лаком, если под дерево, то коричневым, если под кость, то сильно разбавленным черным. Все, нэцке готова.
Нэцке и другие гипсовые сувениры можно сдавать по художественным салонам, сувенирным магазинам, рынкам и по сувенирным и другим ларькам, торгующим всем подряд.
Ну, а коле мы взялись за изготовление нэцке, желательно познакомиться подробнее с этой частичкой японской души:
Слово “нэцкэ” (собственно “нэ-цукэ”) пишется двумя иероглифами: первый означает “корень”, второй – “прикреплять”.
Нэцкэ имеет сквозное отверстие, через которое пропускается шнур со связкой ключей, кисетом и т.д.; концы шнура завязывают узлом. Сложенный пополам шнур продевают за пояс, так что на одном свисающем конце находится кисет или что другое, а на другом – в качестве противовеса – нэцкэ.
Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме.
 
Нэцкэ показывает все стороны жизни Японии своего времени, включая богатый фольклор, религию, ремёсла, торговлю и профессии.
Виды нэцке:
1.Катабори — самый известный вид нэцкэ, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории нэцке (конец XVIII — начало XIX века).
2.Анабори — подвид катабори, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины.
3.Саси — Одна из наиболее старых форм нэцке. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления саси отличается от всех других форм. Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т. п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно саси считают одной из форм нэцке, но, по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом. Ещё одна близкая аналогия саси — приспособление оби-хасами, изобретённое в Китае. Оно впринципе аналогично саси, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые нэцке-саси до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые нэцке-саси трудноотличимы от оби-хасами. Позже, в период развитого искусства нэцке, форма саси, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.
4.Маска — самая большая после катабори категория, часто являлась уменьшенной копией маски Ноо, по своим свойствам сходна с катабори и мандзю/кагамибута.
5.Итараку — нэцке в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника.
6.Мандзю — нэцке в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда делается из двух половинок. Изображение даётся гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю. Одной из своеобразных разновидностей мандзю является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок.
7.Рюса — Вариант формы мандзю. Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что эта форма, так же как и мандзю, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ансэй (1854—1860), и в особенности с эдосским землетрясением 1855 года, когда многие нэцке были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления рюса по сравнению, например, с катабори или кагамибута и повлияла на их преимущественное распространение в это время.
По материалам Википедии.
Вся статья здесь:http://ru.wikipedia.org/wiki/Нэцкэ
…И ещё важное (оттуда же) :
Нэцке не следует путать с окимоно — миниатюрной японской скульптурой, похожей на нэцке и по оформлению, и по сюжетам и, нередко по размерам. В окимоно всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций. Слово окимоно (дословно — «поставленная вещь») является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин окимоно употребляется в связи с нэцке, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и — редко — из дерева. Такие окимоно возникли позже — не ранее XIX века и создавались они мастерами, основной специальностью которых была резьба нэцке.



http://www.evdart.ru/uroki-tvorchestva/netske-iz-gipsa.html

0 коммент.:

Отправить комментарий