Большая часть материалов для этой страницы представлена Татьяной Исаевой. На протяжении многих лет спрэнг остается ее главной "текстильной любовью".
Слово "спрэнг" происходит из старошведского и означает "упругий", "растяжимый". Первая вещь, выполненная в этой технике, была найдена в погребении бронзового века (примерно 1400 г. до н.э.). Это была женская сетка для волос. Образцы спрэнга были найдены также в Коптских могильниках (400-700 гг. до н.э.). Правда, тогда эти находки были описаны в музейных коллекциях как "выполненные неизвестным способом". В 1890 г. венская преподавательница вышивки Луиза Шиннерер опубликовала результаты своих исследований в небольшой книжке "Антик хандарбайтен", которая содержала описание техники спрэнга, схемы плетения, фотографии оборудования.
Начиная с этого момента, в Европе были пересмотрены и заново атрибутированы музейные коллекции текстиля. В результате работы исследователей из разных стран, спрэнг как живое ремесло был обнаружен более чем в 15 странах мира. Со времен европейского средневековья до нас дошли спрэнговые головные уборы, перчатки, шарфы, сумки, кошельки.
У славян спрэнг тоже был известен. Русское название этой техники - плетение на стене. В ней выполнялись, как правило, пояса. Помните фильм "Вечера на хуторе близ Диканьки", где славный козак Чуб несколько раз оборачивает вокруг себя длинный и широкий красный пояс? Именно такие пояса и делались плетением на стене. Кроме поясов, кое-где на территории Белоруссии спрэнгом изготавливались женские сетки для волос, сложный ажурный орнамент которых не уступал самому тонкому вязанию. На фото слева - копия одной такой сетки, справа и в середине - копии двух орнаментов в процессе изготовления. Симпатичная фотомодель - дочь Татьяны Исаевой Надежда.
Далее рассмотрены основные приемы изготовления полотна в технике спрэнг. Конечно, утилитарного значения в наше время освоение этой техники не имеет - чтобы изготовить кофточку или шапочку, более чем достаточно навыков вязания. Но зато спрэнг дает возможность, так сказать, прикоснуться к истории - ведь этой техникой люди пользовались задолго до возникновения вязания. Есть что-то завораживающее в ручном переплетении нитей и рождающейся четкой фактуре полотна. Сочетание разных нитей и разных приемов плетения создает неповторимые вещи, делая спрэнг исключительно привлекательным для людей творческих.
Для небольшого изделия можно использовать обыкновенную картинную раму, привязав к ней две палочки, как показано на рисунке. Между этими палочками натяните 20-30 нитей основы.Натягивать нити основы прямо на раму нельзя, так как в процессе плетения происходит усадка нитей и надо иметь возможность ослабить их натяжение, что легко сделать, удлинив привязки палочек. Вместо палочек можно использовать прочные нити, закрепленные на боковых сторонах рамы.
Основа натягивается так: конец нити привязывается к одной из палочек, и нить нужное количество раз обводится вокруг обеих палочек, не перекрещиваясь, те вверх идет позади палочек, вниз - перед ними. Нити должны быть равномерно распределены по длине палочек и натяжение их тоже должно быть примерно одинаковым. После окончания снования оставшийся конец нити также привязывается.
|
Первый ряд
Правой рукой поднимаем две задние нити и опускаем одну переднюю нить слева от них. Затем до конца ряда повторяем : поднимается одна задняя нить, слева от нее опускается одна передняя. После подъема последней задней нити у вас в левой руке останется две передних, их обе надо опустить. Теперь все передние нити у вас лежат на правой руке, причем переплетение нитей есть как сверху, так и снизу от руки. Прибейте этот ряд к верху и к низу работы, зафиксируйте, вставив спицы и переходите ко второму ряду. |
Этот ряд еще проще первого. Перекладываем передние нити на пальцы левой руки и опять справа начинаем поднимать заднюю нить и слева от нее опускать переднюю. После окончания ряда плетение прибивается вверх и вниз.
|
Дальше первый и второй ряды чередуются, создавая эластичную сетчатую структуру. Фиксирующие спицы постепенно переставляйте с нижних рядов на верхние. При некотором навыке плетения спицы можно не использовать вовсе.
Полотно симметрично прирастает от краев к центру, оставляя все меньшее пространство для манипуляций. Когда плести станет совсем трудно, работу надо закончить. Чтобы плетение не распустилось, нити в центре зарабатываются крючком, либо, если нужны две отдельные детали, по этим нитям плетение разрезается и нити каждой половины попарно связываются.
|
Освоенный прием плетения позволяет изготовить головной убор по образцу бронзового века. На фотографии представлена вольная копия той самой сетки для волос, найденной в погребении 1400 г. до н.э. Согласитесь, что, несмотря на почтенный возраст, эта модель смотрится вполне современно.
Конструкция этой шапочки чрезвычайно проста. Надо сплести сетчатое полотно соответствующей ширины и середину заработать крючком. Направление плетения периодически меняется, чтобы полотно не скручивалось. Затем в верние петли основы продергивается шнурок, которым шапочка стягивается на макушке. Шнурок, продернутый в нижние петли, служит завязками шапки.
|
Здесь приведен только один из приемов техники спрэнг. Если Вам понравилось это занятие, то можно посмотреть, что будет получаться, если поднимать и опускать по две нити, менять направление плетения и т.д.
http://s30893898787.mirtesen.ru/blog/43288183679/CHto-takoe-spreng-Vidyi-rukodeliya
|
0 коммент.:
Отправить комментарий